ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Электроэнергетика (↓)

2. Газоснабжение (↓)

3. Энергосбережение (↓)

4. Государственное регулирование тарифов (↓)

5. Электроснабжение (↓)

6. Теплоснабжение (↓)

7. Коммунальный комплекс (↓)

1. Электроэнергетика (↑)

По итогам 2017 года

Общий объем электропотребления по республике за 2017 год составляет 1592,7 млн. кВт-ч (99,8 % к 2016 году), объем покупки на оптовом рынке электроэнергии – 1586,9 млн. кВт-ч (99,9 % к 2016 году).

Выработка электрической энергии электростанциями, расположенными на территории республики в 2017 году, составляет 510,6 млн. кВт-ч (101,4 % к 2016 году). Из них гидроэлектростанциями выработано 510,6 млн. кВт-ч (101 % к 2016 году), ведомственными блок станциями 0,003 млн. кВт-ч.

Полезный отпуск электроэнергии в 2017 году составляет 1 190,6 млн. кВт-ч (100,2 % к 2016 году). Потери электроэнергии по республике в 2017 году составляют 402,0 млн. кВт-ч или 25,2 % от общего потребления (аналогичный показатель в 2016 году составляет 26,0%).

По оперативным данным на 1 января 2018 года:

ИПР ПАО «МРСК Северного Кавказа»-«Каббалкэнерго» при плановом значении 77,9 млн. рублей фактически освоено 120,5 млн. рублей или 154,6 %. Перевыполнение сложилось за счет технологических присоединений, реконструкции трансформаторных подстанций и линий электропередачи.

ИПР ПАО «РусГидро»-«Кабардино-Балкарский филиал» при плановом значении 169,4 млн. рублей фактически освоено 143,3 млн. рублей или 84,9 %. Часть мероприятий перенесена на 2018 год из-за продолжительного внепланового ремонта Зарагижской ГЭС. Также образовалась экономия средств в результате проведённых конкурсных процедур.

ИПР АО «Городские электрические сети» г. Прохладный при плановом значении 17,7 млн. рублей фактически освоено 16,8 млн. рублей или 95,0 %. Мероприятия выполнены в полном объеме (экономия средств в результате проведённых конкурсных процедур).

В 2017 году впервые утверждена инвестиционная программа ГУП КБР «Чегемэнерго» на период до 2020 года. Общий объем финансирования мероприятий инвестиционной программы запланирован в размере 31,2 млн. рублей. По предварительным расчетам, к концу реализации программы планируется ввод мощностей в общем объеме более 10 МВт.

В отчетном году принято решение о возобновлении строительства гидроэлектростанции Верхнебалкарская МГЭС с установленной мощностью 10 МВт. Общая стоимость проекта составляет 2 млрд. 520,0 млн. рублей. На 1 января 2018 года фактически освоено 765,8 млн. рублей, из них в 2017 году - 165,2. Ввод в эксплуатацию запланирован в 2019 году.



2. Газоснабжение (↑)

По итогам 2017 года

В 2017 году ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» реализовано 1 185,3 млн. куб. м. природного газа (103,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2016 года), в том числе:

населению – 749,6 млн. куб. м (112,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2016 года);
бюджетным организациям – 29,1 млн. куб. м (104 % по сравнению с аналогичным периодом 2016 года);
предприятиям промышленности – 224,0 млн. куб. м (85,2 % по сравнению с аналогичным периодом 2016 года);
организациям ЖКХ – 182,6 млн. куб. м (95,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2016 года).

Покупка газа республикой в 2017 году составляет 1439,3 млн. куб. м.   (98,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2016 года).

Потери газа по республике в 2017 году составляют 254,0 млн. куб. м. или 17,6 % (аналогичный показатель в 2016 году составляет 22,1%).

В 2017 году разработана Программа газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций республики на 2018-22 годы. Общий объем ассигнований на реализацию Программы составляет 260 млн. рублей.

Ожидаемым результатом от реализации, является повышение уровня газификации республики природным газом с 93,3 до 95,4 %, увеличение протяженности газопроводов более чем на 100 км, повышение энергетической эффективности.

С учетом растущей потребности в газификации региона Комитетом ежегодно утверждаются программы реконструкции и строительства газораспределительных сетей за счет средств специальной надбавки к тарифу на услуги по транспортировке газа.

В отчетном году в полном объеме реализована Программа 2016 года, которой предусмотрен 21 объект протяженностью более 18 км.

Также реализована дополнительная программа за счет сэкономленных средств в 2013-14 годах, которой предусмотрено 4 объекта протяженностью более 5 км.

Программой 2017 года предусмотрена реконструкция и строительство 21 объекта протяженностью более 23 км. На данном этапе проходят процедуры по определению подрядной организации.

В результате реализации вышеназванных программ планируется подключить к вновь построенным сетям более 500 квартир и 1300 индивидуальных домовладений, повысить качество поставки не менее, чем в 600 квартирах и 1400 индивидуальных домовладениях.

3. Энергосбережение (↑)

По итогам 2017 года

В 2017 году в отраслях экономики республики реализовано 429 энергосберегающих мероприятий. Сэкономлено в натуральном выражении 14,4 млн. кВт*ч электрической энергии, 5,7 млн. Гкал тепловой энергии, 1,1 млн. куб. м природного газа, 313,0 тыс. куб. м воды.

За счет бюджетов муниципальных образований реализовано энергосберегающих мероприятий на общую сумму 5,3 млн. рублей (наиболее крупные из них: ремонт и замена оборудования в котельной на 0,1 млн. рублей; замена кровли на 0,2 млн. рублей; замена деревянных окон на ПВХ на 2,4 млн. рублей; утепление трубопровода отопления на 0,6 млн. рублей; замена ламп накаливания на энергоэффективные на 0,6 млн. рублей).

За счет республиканских средств реализовано мероприятий на 0,05 млн. рублей (замена ламп накаливания на энергосберегающие).

Из внебюджетных источников реализовано мероприятий на общую сумму 291,9 млн. рублей (основные из них: установка АО «Газпром газораспределение Нальчик» бытовых приборов учета газа у потребителей на 4,1 млн. рублей; установка катодных станций нового поколения на 2,8 млн. рублей; внедрение автоматизированных систем контроля и управления процессами распределения и учета газа на 219,0 млн. рублей; капитальный ремонт и замена котлов, замена ветхих тепловых сетей, наладочные работы на тепловых сетях, режимно-наладочные испытания котельного оборудования МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» на 32,4 млн. рублей; замена проводов на провода с большим сечением на 4,8 млн. рублей; замена осветительных установок рабочего освещения на Кашхатау ГЭС и Аушигерской ГЭС с использованием светодиодных технологий на 3,5 млн. рублей).

Экономический эффект от проведенных мероприятий составляет 50,2 млн. рублей.

Экономический эффект от установленных ранее приборов учета тепловой энергии в бюджетных учреждениях составляет 65,0 млн. рублей.

Подведены итоги работы регионов по реализации политики энергосбережения в отчетном периоде. Согласно представленному рейтингу энергоэффективности субъектов Российской Федерации Кабардино-Балкария на 37 месте из 85.

Доля энергетических деклараций, заполненных органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями республики, составляет 96 %, Кабардино-Балкария занимает 28 место. По доле отраслевых госпрограмм, включивших показатели энергоэффективности, Кабардино-Балкарская Республика на первом месте в СКФО и на 36 месте в общем списке субъектов Российской Федерации.

В республике проведена социальная кампания в поддержку ежегодного всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче.

В отчетном году делегация от республики приняла участие в работе Международного форума ENES 2017. В рамках которого проведено совещание Федерального штаба по обеспечению безопасности электроснабжения.

В свою очередь Региональным Штабом в 2017 обеспечены согласованные действия, направленные на обеспечение снабжения энергоресурсами потребителей республики.

4. Государственное регулирование тарифов (↑)


По итогам 2017 года

Одной из основных задач деятельности Комитета является обеспечение обоснованности и прозрачности принимаемых им тарифных решений, достижение баланса интересов потребителей и поставщиков услуг.

В 2017 году правлением Комитета принято 933 тарифных решений по 130 регулируемым организациям, по другим субъектам регулирования в сфере социально значимых товаров и услуг, а также транспорта, из них:

1) в сфере электроэнергетики – 262 решения;
2) в сфере теплоэнергетики – 167 решений;
3) в сфере газоснабжения, транспортного обеспечения, регулирования социально значимых товаров и услуг – 187 решения;
4) в сфере водоснабжения и водоотведения – 311 решений;
5) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами – 6 решений.

Газовая отрасль

В первом полугодии 2017 года розничная цена на природный газ для населения составляла 5251,52 руб. за 1000 куб.м. газа и соответствовала цене, действовавшей во втором полугодии 2016 года.

На основании решений, принятых федеральным органом в области государственного регулирования цен и тарифов, приказом Государственного комитета КБР по энергетике, тарифам и жилищному надзору от 30 июня 2017 года № 07 розничная цена на природный газ для населения с 1 июля 2017 года утверждена в размере 5447,07 рублей за 1000 куб.м газа. Таким образом, цена на газ для населения с 1 июля 2017 года в сравнении с ценой, действовавшей с 1 июля 2016 года, возросла на 3,72%, что несколько ниже прогнозируемого ранее роста в 3,9%. Как и в предшествующие периоды, цена на газ для населения в КБР в сравнении с соседними регионами остается одной из самых низких.

В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 31 марта
1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ», согласно методическим указаниям ФСТ России, в декабре 2016 года плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Нальчик» для заявителей, не намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности, проиндексирована до минимально допустимого уровня и утверждена в размере 23 996,36 руб., а для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности, указанная плата осталась на уровне, действовавшем в 2016 году - в размере 57 297,90 рублей.

5. Электроснабжение (↑)

В сфере регулирования электроснабжения в ФАС России согласованы прогнозные балансы производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2018 год.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» по заявлениям регулируемых организаций открыто 6 дел об установлении тарифов, проведена экспертиза экономической обоснованности представленных материалов.

По результатам экспертизы правлением Комитета в рамках предельных уровней утверждены:

-  тарифы для населения КБР, в том числе дифференцированные по зонам суток (двухзонные, трехзонные);

-  котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии;

-  сбытовые надбавки и доходность продаж гарантирующего поставщика электрической энергии;

-  стандартизированные тарифные ставки, формулы платы за технологическое присоединение и ставки за единицу максимальной мощности.

Тарифы для населения КБР, как и в предыдущие периоды регулирования, приняты на минимально допустимом уровне.

Также правлением Комитета принято решение о применении понижающего коэффициента 0,7 для сельского населения республики, городского населения, проживающего в домах, оборудованных электроплитами, и некоторых из потребителей, приравненных к категории населения (садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан и содержащиеся за счет прихожан религиозные организации).

6. Теплоснабжение (↑)



В сфере теплоснабжения во 2 полугодии 2017 года утверждены тарифы на производство и передачу тепловой энергии методом экономически обоснованных затрат по четырем вновь созданным теплоснабжающим предприятиям: ООО «Управляющая компания «Атажукино», Пограничное управление ФСБ России по Кабардино-Балкарской Республике, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, ООО «ТЕПЛО-ВИММ»: 4 тарифа по отоплению и 3 по горячему водоснабжению (ГВС). По данным теплоснабжающим предприятиям приняты на 2017 год 3 производственных программы по горячему водоснабжению.

В результате корректировки методом индексации приняты тарифы для 20 теплоснабжающих предприятий: 84 тарифа по отоплению и 38 двухкомпонентных тарифов по ГВС. Изменения по производственным программам по ГВС для предприятий не вносились.

Для 4 организаций утверждено 14 тарифов на производство и передачу тепловой энергии и 14 тарифов на ГВС на первый долгосрочный период регулирования: 2018-2020 годы.

В отчетном году Комитетом утверждены 3 инвестиционные программы в сфере теплоснабжения на 2018-2022 годы. Данные программы направленны на техническое перевооружение котельных (замену тепломеханического оборудования и тепловых трасс), установку новых приборов учета газа, экономию электроэнергии при транспортировке теплоносителя в результате замены насосного оборудования за счет собственных средств предприятий для следующих организаций: АО «Прохладненская районная теплоэнергетическая компания» в сумме 5729,73 тыс. руб., МУП «Теректеплосбыт» в сумме 6513,83 тыс. руб., МУП «Баксантеплоэнерго» в сумме 8754,88 тыс. руб.

Представленные на рассмотрение в 2017 году инвестиционные программы в сфере теплоснабжения МУП «Нальчикская теплоснабжающая компания» и ООО «Тырныауз Теплоэнерго» направлены на доработку и планируются к утверждению в 2018 году.

7. Коммунальный комплекс (↑)


На территории КБР услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, оказывают 83 организации.

В соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» подготовлены материалы к заседаниям правлений, на которых установлены долгосрочные тарифы на первый долгосрочный период с применением метода индексации на 2018-2020 годы для 4 организаций, рассмотрены и приняты в результате корректировки установленных долгосрочных тарифов тарифы для 78 организаций, также для одной вновь образованной организации тарифы на 1 год с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

В 2017 году в сфере водоснабжения и водоотведения принято 41 тарифное решение. Установлено 311 тарифов, в т.ч. на питьевую воду – 230, на водоотведение – 81. Утверждено производственных программ и проведена корректировка утвержденных ранее производственных программ в количестве 130 программ.

Сравнительный анализ уровней тарифов по административным центрам отдельных субъектов СКФО и ЮФО представлен на диаграммах.